БРАТЬЯ ВЛАДИМИРЫ: СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В.Г.КОРОЛЕНКО И В.И.ВЕРНАДСКОГО ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

И.И.Мочалов

 

1. К последним пяти годам жизни троюродные братья – В.Г.Короленко (1853-1921) и В.И.Вернадский (1863-1945) – подошли, пройдя каждый в отдельности свой длительный и непростой путь. В 1917-1921 гг. Короленко постоянно проживал в Полтаве, Вернадский в 1940-1944 гг. жил в Москве (1940-1941), Боровом (1941-1943), снова в Москве (1943-1944). Это были годы, по-своему переломные, катастрофические в истории и России, и всего человечества.

Жизни братьев завершались в исторические эпохи, содержание которых определяли прежде всего войны: межгосударственные и гражданские, завоевательные и освободительные, локальные и мировые. Последние выдвинули на передний план в качестве главной никогда ранее еще не возникавшую угрозу самоуничтожения человечества, что многократно подчеркивалось как Короленко, так и Вернадским.

Естественно, что осознание надвигающейся катастрофы, искание путей и средств предотвращения ее стали в первую очередь для братьев тем, что определяло в решающей степени характер их социальных ориентаций, содержание последних и их основную проблематику. Соответственно это нашло отражение в трудах тех времен: «Война, отечество и человечество», «Падение царской власти», «Письма к А.В.Луначарскому» и др. В.Г.Короленко, «Несколько слов о ноосфере», «Мысли натуралиста об организации славянской научной работы на фоне мировой науки», «Записка об организации научной работы» и др. В.И.Вернадского, а также в их письмах и дневниках.

2. Социальные ориентации Короленко и Вернадского на всем протяжении их жизни и творчества, начиная со времен юности, были всецело проникнуты гуманистической доминантой. Обогащенная личным опытом прошедших лет, эта доминанта определяла и направляла социальные ориентации братьев и в последние годы жизни. Содержание ее детерминировалось некоторыми постулатами и принципами общего характера, в ряду которых необходимо отметить следующие.

·        Личность есть высшая нравственная, социальная, космическая ценность.

·        Полнота свободы для всех и каждого, – солидарность и взаимопомощь – непременные условия социального прогресса.

·        Не все средства ведут к достижению гуманной цели, но лишь те, которые сами являются гуманными.

·        Зло антигуманных средств состоит в том, что они не только утверждают антигуманные цели, но также и сами эти цели порождают.

·        Сила сама по себе не есть ни добро, ни зло, но в своем применении она служит тому либо другому.

·        Силе разрушительной, направляемой во зло, должна быть противопоставлена сила созидательная, утверждающая добро.

·        У каждого есть и право, и обязанность на насилие ответить силой, отразить силу силой.

3. Идеал будущего в целом, в тенденции у братьев совпадал, так как он детерминировался общей им гуманистической доминантой. У Короленко он носил несколько размытый, романтически-мечтательный характер, что отвечало его поэтической натуре: «Человек рожден для счастья, как птица для полета… Исчезнет насилие, народы сойдутся на праздник братства, и никогда уже не потечет кровь человека от руки человека, а на Земле воцарятся радость и мир». Напротив, у Вернадского, как строгого ученого, этот идеал принимал достаточно конкретные и четкие очертания, что нашло отражение в его ныне широко известном учении о ноосфере.

4. В соответствии с этими нюансами, но главным образом, конечно, из-за существенных различий исторических эпох, по-разному подходили братья к проблеме «природа и человек». Короленко предрекал скорое наступление времени, когда природа, оскорбленная и возмущенная творимым человеком злом, восстанет и пойдет войной против него. Вернадский, в контексте отдаленной перспективы, предсказывал наступление эры гармонии природы и человека, их взаимного плодотворного сотрудничества. В настоящее время мы можем сказать, что если мрачный прогноз Короленко подтвердился и продолжает подтверждаться с лихвой, то обращенное в отдаленное будущее предвидение Вернадского пока остается проблематичным.

5. Существенно различным оказалось отношение братьев к такой социальной ценности как «народ». Короленко, давно преодолев былые народнические иллюзии, возлагал в значительной степени на народные массы вину за поразившие общество болезни (войны, революции, бандитизм, террор…). Вернадский, напротив, видел в стремлении народных масс к образованию, науке, культуре важнейшую составляющую в движении к ноосфере. Сейчас мы можем сказать, что «зерно истины» было как у того, так и у другого.

6. Вне политических, а тем более узко партийных пристрастий, симпатий и антипатий, что было по-разному свойственно обоим братьям, можно все-таки утверждать, что и Короленко, и Вернадский к концу жизни подошли как убежденные, с одной стороны, – социалист меньшевистской ориентации (Короленко) и, с другой – либерал-евразиец (Вернадский).

Это непосредственно отразилось на их отношении к таким феноменам, как коммунизм и советская власть. Короленко до конца жизни остался непримиримым противником и того, и другого. В силу ряда обстоятельств, сохраняя и подтверждая неоднократно свое критическое отношение, Вернадский, однако, перешел на позиции сотрудничества с коммунизмом и советской властью.

7. Для Короленко и Вернадского была типична активная правозащитная деятельность. В конце жизни она вынужденно перешла в «подполье» и выражалась главным образом в частных обращениях (просьбах, протестах) в вышестоящие советские «инстанции».

 

Источник: И.И.Мочалов. Братья Владимиры: социальная ориентация
В.Г.Короленко и В.И.Вернадского в последние годы жизни // ИИЕТ РАН.
Годичная научная конференция 2002 г. М.: Диполь-Т. 2002.



© И.И.Мочалов