И. И. Мочалов

ПОСТУЛАТЫ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭТИКИ НИКОЛАЯ РУБАКИНА

 

© И.И.Мочалов

 

Выдающийся русский книговед и писатель-просветитель Николай Александрович Рубакин (1862-1946) широко известен в нашей стране и за рубежом. Оставленное им наследие огромно. Н.А.Рубакин является автором 280 научно-популярных книг и свыше 350 очерков и статей, в которых в доступной форме рассматривались разнообразные вопросы физики, химии, астрономии, математики, биологии, геологии, географии, этнографии, истории науки и техники, социальной истории человечества. Только до 1917 г. общий тираж его изданий превысил 15 млн. экз. Рубакин состоял в переписке с 20 тысячами своих читателей, им было составлено и разослано около 15 тысяч программ по самообразованию. Библиопсихология – новая наука, основания которой были заложены Н.А.Рубакиным, соединяла в себе проблематику и методы как естествознания, так и гуманитарного знания, что вполне отвечало идейным устремлениям ее создателя. Библиопсихологию отличал ярко выраженный системный характер: автора, его произведения и читателя Рубакин рассматривал в комплексе, как некое триединство, культурно-историческую целостность.

Как и многим русским ученым XIX-XX вв., Н.А.Рубакину были свойственны напряженные поиски нравственной истины, с помощью которой человек может обрести и реализовать себя с возможно большей полнотой. Эти искания отразились в переписке и дневниках Рубакина, особенно в таких основополагающих его трудах, как "Благочестивые размышления православного христианина о своей душе" (СПб., 1890), "Великие слова жизни. Размышления об основах разумной и светлой жизни" (Женева, 1919), "Письма читателям о самообразовании" (Берлин, 1923), "Библиологическая психология как теория и практика книжного дела" (Прага, 1928) и др.

В своих этических исканиях Н.А.Рубакин с самого начала выступил принципиальным противником "классового подхода" к нравственности. Во главу угла он ставил общечеловеческие ценности, в первую очередь такие, как любовь, добро, справедливость... Следствием этого стали обвинения Рубакина со стороны "марксистов-ленинцев" (В.И.Ленина в том числе) в эклектизме, абстрактном гуманизме и прочих грехах. В советское время немногие труды Рубакина если и издавались и переиздавались, то с обширными купюрами и приличествующими случаю идеологическими комментариями. Что же касается собственно этических воззрений Рубакина, то в посвященных ему книгах, очерках и статьях они попросту замалчивались, словно их не было и быть не могло.

Между тем, вся жизнь, научно-литературное и публицистическое творчество Николая Александровича, органично связанные с книгой как высшей человеческой ценностью, глубоко этичны по своему существу. Это понимал сам Рубакин, и не случайно за несколько лет до своей кончины он делает набросок "главного труда своей жизни", как он его называл, "История революционной этики в ходе веков" (хранится в Отделе рукописей РГБ. Ф.358. К.343. Ед. хр. 10. 1939 год). Н.А.Рубакин, в частности, писал: "Точка зрения надпартийная. Самая суть ее не в том, чтобы изложить какое-нибудь одно мировоззрение, а в том, чтобы разобраться в них, отводя каждому то место, какое оно добыло себе в истории. Начиная от биологического, и идя, подымаясь оттуда к космическому. Настоящий революционер – это тот, кто дошел до космического и им-то и осмыслил свое биологическое и социальное бытие... Революционеры, считая себя избранной расой, враждебно относятся к инакомыслящим, подменяют понятие человечества понятием пролетариата (Маркс) и партийца (этика большевизма)... Революционная этика есть одновременно и индивидуальная, и коллективная. Задуманная книга должна стать историческим введением к выработке революционера высшего и нового типа, а он есть не что иное, как высший тип синтеза всего самого светлого во всех духовных революционерах".

Хотя этот замысел остался нереализованным, можно, исходя из контекста данного наброска и, в особенности, упомянутых выше трудов Н.А.Рубакина, следующим образом сформулировать главные постулаты его революционной этики:

1. Слово – печатное, рукописное, устное – есть могущественнейшее орудие борьбы за добро, справедливость, истину.

2. Человеческая личность – главная движущая сила и естественный центр всей всемирной истории.

3. Во взаимоотношениях людей друг с другом следует делать упор не на то, что их разъединяет, а на то, что их объединяет.

4. Нельзя стремиться к подавлению одних другими ни силой власти, ни могуществом денег, ни путем обмана.

5. Следует проявлять максимальную терпимость к инакомыслию, в чем бы последнее не выражалось.

6. Любовь как желание добра другому есть величайшая человеческая ценность.

7. Любовь должна быть деятельной, практика должна первенствовать над теорией.

8. Любовь свойственна и животным, однако любовь к самой любви – специфически человеческое качество.

9. Исключение насилия во всех его формах – основа мирной жизни и доброжелательного отношения людей друг к другу.

10. Отрицательные эмоции, сопровождая дискуссии и споры, не помогают обнаружению истины, а нередко затемняют ее, потому таких эмоций следует остерегаться, не давая им одержать верх над собою.

11. В спорах рождается истина – сам этот тезис далеко не бесспорен и в каждом случае требует критического к себе отношения.

12. Расширение жизни, обогащение интересов, потребностей, стремлений, обретение новых духовных ценностей – единственный путь к обретению счастья.

13. Не борьба всех против всех, но, напротив, единение, взаимопомощь, сотрудничество – суть необходимые условия на пути достижения добра и справедливости.

14. Примат этики над политикой.

15. Примат работы творческой над разрушительной.

16. Отрицание иезуитских правил: "Разделяй и властвуй", "Цель оправдывает средства", "Кто не с нами, тот против нас".

17. Признание величайшей творческой ценности космического религиозного чувства.

В заключение остается сказать, что "революционная этика" Н.А.Рубакина еще ожидает своего углубленного исследования как сама по себе, так и в контексте истории научной и социально-философской мысли России XIX-XX веков.

 

 

Источник: И.И.Мочалов. Постулаты революционной этики Николая Рубакина
// ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 1998.
М.: ИИЕТ РАН, 1999, с.219-221.