В. В. Умрихин

 

«НАЧАЛО КОНЦА» ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СССР

 

© В.В.Умрихин

 

 

Основные труды в области истории советской психологии1 созданы в то время, когда еще не было возможности осмыслить во всей исторической полноте и достоверности тот огромный ущерб, который понесла психологи­ческая наука в нашей стране в результате целой серии акций, проводимых администра­тивно-бюрократи­ческим аппаратом государст­венной власти.

С целью восполнить этот пробел в настоящей статье представлена попытка выявить некоторые обстоятельства раннего этапа процесса деформации раз­вития советской психологии, детермини­рованного формиро­ванием сталинского аппарата тоталитар­ной власти.

Хронологически начало этого этапа можно отнести к рубежу 20–30-х гг., т. е. к периоду, который непосредственно следовал за так называемым «великим переломом», знаменовав­шим начало «рокового десяти­летия в истории нашей страны».2 Резкое ужесточение партийной и государст­венной политики СССР в этот период идеологи­чески обосновыва­лось выдвинутым в 1928 г. тезисом Ста­лина о нарастании классовой борьбы, призывавшим к поиску замаскиро­ванных классовых врагов – контрреволюцио­неров и вредителей – в самых различных сферах общественной жизни, в том числе и в науке, что стоило многим ученым научной карьеры, а то и жизни.3 Не составила в этом смысле исключения и психо­логия.

 

 

«Борьба на два фронта»

 

События в психологии начала 30-х гг. находились в тесной зависимости от того, что происходило, выражаясь тогдашним языком, на «философском фрон­те». Вначале линия этого «фронта» разделяла две противоборст­вующие груп­пировки философов: «механистов» (И. И. Скворцов-Степанов, А. К. Тимирязев, А. И. Варьяш, В. Н. Сарабьянов и др.) и «диалектиков» (А. М. Деборин со своими учениками – Н. А. Каревым, И. К. Лупполом, Я. Э. Стэном и др.). Каков бы ни был уровень глубины этой философской дискуссии, длившейся на протяже­нии второй половины 20-х гг. (современные авторы считают его невысоким),4 ее содержание свидетельство­вало о плюрализме мнений советских философов не только в таких довольно частных областях, как соотношение диалектики и ме­тодов конкретных наук, но и в интерпре­тации самой философии марксизма (связь философских взглядов К. Маркса с мировой философией и в первую очередь с гегелевской диалектикой, роль В. И. Ленина и Г. В. Плеханова в раз­витии философии марксизма и др.). Пока дискуссия протекала относительно свободно, «диалектикам» удалось одержать верх над «механистами», выражав­шими преимущест­венно вульгарно-материалисти­ческие идеи. Победа, за­крепленная Резолюцией II Всесоюзной конференции марксистско-ленинских научных учреждений,5 оказалась, однако, недолгой. Против деборинской группы выступили наиболее агрессивные молодые члены партячейки Института философии (входившего в состав Института красной профессуры) – М. Б. Митин, П. Ф. Юдин, поддерживаемые Ф. В. Константиновым, М. Т. Иовчуком и др.6 В декабре 1930 г. в беседе с членами бюро партячейки этого института Сталин квалифицировал деборинское направление как «меньшевиствующий идеализм».

Последствия этой акции очевидны: почти все деборинцы (исключая, как ни странно, главу школы) были в дальнейшем уничто­жены. М. Г. Ярошевский справедливо обращает внимание на то, что «другой прецедент, когда бы фило­софская школа была названа именем политической партии, истории не изве­стен... Разгром этой группы понадобился Сталину, чтобы сменившие ее молодые "икаписты" (М. Б. Митин, П. Ф. Юдин и др.), зная, что они обязаны своим выдви­жением на руководящие посты Сталину, начали создавать вокруг него ореол преемника Ленина и по философской части. В этом они преуспели, став в награду академиками и членами-корреспон­дентами».7

Беседа Сталина с партийными лидерами Института философии имела роко­вые последствия. Через полтора месяца (25 января 1931 г.) издается Постано­вление ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» (философского журнала, возглавлявшегося ранее А. М. Дебориным). Дискуссия между «механи­стами» и «диалектиками» оканчивается полным разгромом обеих сторон пу­тем обвинения первой в «ревизии марксизма», а второй – в «меньшевист­вующем идеализме». Оборвав таким образом дискуссию. Постановление выдвинуло за­дачу «вести неуклонную борьбу на два фронта: с механистической ревизией марксизма как главной опасностью современного периода, так и с идеалистиче­ским извращением марксизма группой тт. Деборина, Карева, Стэна и др.».8 «Поворот в философии», проходивший под пресловутым лозунгом «борьбы на два фронта», уже заключал в себе элемент сталинской «теории обострения классо­вой борьбы», предполагавшей поиск «скрытых классовых врагов»: провозгла­шенная в Постанов­лении «беспощадная критика всех антимарксист­ских, а следовательно, антиленинских установок» сопровождалась уточнением: «как бы они ни маскировались».9

Собственно установка на поиск классовых врагов среди ученых была сфор­мулирована годом раньше. В передовой статье журнала «Естествознание и марксизм» (1930, № 2–3) прямо утверждается, что успехи построения социа­лизма вызывают «бешеное сопротивление классового врага», что «в теории так­же проявляется сопротивление враждебных пролетариату классовых сил».10

К ним, в частности, причисляются «и открытые выступления явных идеали­стов (Лосев, Нуцубидзе и др.), и скрытые формы борьбы с марксистско-ленинской философией под флагом асмусовщины в виде псевдомарксистского тече­ния Корнилова и его школы в психологии...».11 Исходя из того, что «никакая теория, в особенности в условиях обострения классовой борьбы, не может быть свободна от политики», делается далеко иду­щий вывод, ставящий историко-философские изыскания В. Ф. Асмуса или изу­чение реакций К. Н. Корниловым на одну доску с «Шахтинским делом»: «Эти и всякие подобные им извращения в области теории создают почву для исполь­зования "объективной" науки в целях планового вредительства» (выделено нами. – В. У.).12

Нельзя не согласиться с В. П. Филатовым в том, что происхо­дившее на рубе­же 20–30-х. гг. «можно назвать фронтальной деструкцией культуры и социаль­но-гуманитар­ной мысли».13

«Наступление» на «психологическом фронте» не только реализовы­вало об­щие установки, первоначально регламентировавшие «борьбу на философском фронте», но и строилось на базе формировав­шихся в ходе этой борьбы принци­пов сталинской политики в области науки. Попытаемся выделить главные из них.

1. Тезис об обострении классовой борьбы порождал всеобщую подозри­тельность, шпиономанию, стремление видеть в каждом ученом замаскированно­го врага.

2. Искажение содержания западной науки, трактовка ее как средства выра­жения интересов буржуазии, направленных в первую очередь против социализ­ма, а следовательно, обвинение ученых, опираю­щихся на опыт западных иссле­дователей, в сознатель­ном вредительстве, отгораживало советскую науку от прогрессивного развития мировой научной мысли.

3. Предельная догматизация марксизма и опошление его Сталиным породили «"сталинский диамат", по своему уровню недостойный названия философии, невежест­венно-агрессив­ный в отношении к любым проявлениям настоящей культуры и атмосфере свободного научного поиска».14 Любые же попытки отступ­ления от такой официальной философии трактовались как борьба против марксизма, а значит, и против социализма.

4. Как следствие сказанного, происходило насаждение атмосферы страха, с помощью которого достигалась возможность легко манипули­ровать поведе­нием ученых.

5. Формирование особого типа организаторов науки сталинской формации: специально подготовленных (в частности Институтом красной профессуры) для проведения любых угодных партийной верхушке требований в жизнь. Ко многим из них относились люди, «проложившие себе путь идеологическими на­ветами на коллег и идеологической демагогией, не знакомые с историей своих дисциплин и зарубежной литературой, заменившие научную работу комменти­рованием партийных постановлений и речей Сталина».15

 

 

«Психоневрологический фронт»: «враги» и «разоблачители»

 

Печально известная резолюция общего собрания ячейки ВКП(б) Государст­венного института психологии, педологии и психотехники от 6 июня 1931 г. содер­жала призыв: «До конца должны быть разгромлены остатки буржуазно-идеа­листи­ческих теорий, являющиеся прямым отражением сопротивления контр­революционных элементов страны социалисти­ческого строительства (челпановщина, нечаевщина, Лосев, Шпет и др.)... Грубый механицизм Корнилова, пере­растающий в идеализм, идеалисти­ческое штернианство Шпильрейна, грубый бихевиоризм Боровского, "культурническая" психология Выготского и Лурия, идеалисти­ческий физикализм гештальт­психо­логии, усиленно проповедуе­мый Артемовым и др., до последнего времени оставались не разоблаченными и выда­вались за марксистские теории».16 «Все это требует дальнейшей решитель­ной борьбы против механицизма как основной опасности, т. е. корнилов­щины, свя­занной с меньшевист­ским идеализмом деборинской группы, против бихевиористов типа Боровского, против грубо биологиза­торской бехтеревщины, против попыток истолко­вания при помощи метода условных рефлексов школы Павлова всего сложного и своеобразного поведения человека, против позитивизма и не­критического заимствования различных модных западно­европей­ских психоло­гических теорий, с одной стороны, и, с другой стороны, против меньшевист­вующего идеализма, выражающегося в оппортунисти­ческом отношении к борьбе с враждебными марксизму-ленинизму взглядами в области психологии, в отказе от принципа партийности в психологии, в истолковании всей методологии психо­логии лишь по Плеханову, в полном забвении роли Ленина в психологии, в отрыве теории от практики и т. п.».17

В этом нелепом, громоздком тексте перечисляются «классовые враги» в пси­хологии, главной фигурой среди которых оказался снятый к тому времени со своего поста директор Государст­венного института психологии, педологии и психо­техники (ГИППП) К. Н. Корнилов. Чтобы понять, в чем он «согрешил», обра­тимся к предыстории «реактологи­ческой дискуссии».

Не имея возможности детально описать все перипетии развития отечествен­ной психологии накануне и после революции, отметим, что в русской психоло­гии начала XX в. преломилась одна из главных тенденций мировой психоло­гии – контраверза между субъективно-эмпирической психологией сознания и объективистской психологией поведения. (Фундамен­тальный анализ этого периода в развитии отечественной психологии дан в работах Е. А. Будиловой,18 А. В. Петровского,19 А. А. Смирнова,20 М. Г. Ярошевского).21 Первая из них, основанная на интроспек­тивном изучении сознания как замкнутого в себе фено­мена (в наиболее концентри­рованном виде представленная В. Вундтом и Э. Титченером), утрачивала свои объясни­тельные возмож­ности и, не отвечая стреми­тельно нарастающим запросам социальной практики, теряла свою популяр­ность. Возникший в противовес субъек­тивно-эмпири­ческому направлению объ­ективный подход (на Западе – бихевио­ризм Дж. Уотсона) вводил в качестве предмета изучения поведение живых существ, но при этом вычеркивал из сферы анализа психику, сознание как якобы недоступные объективному изучению феномены. (В противовес интроспек­тивной психологии создавались и другие про­граммы – гештальт­психо­логия, психоанализ, функцио­нализм и др., оказавшие влияние и на русскую психологию рассмотрение которых выходит, однако, за рамки данной статьи).

К наиболее крупным представителям первого направления в России отно­сился Г. И. Челпанов, второго – В. М. Бехтерев. Оба они были крупней­шими организаторами эксперимен­тальной психологии в нашей стране: первая экспе­римен­тально-психоло­гическая лаборатория в России открыта В. М. Бехтеревым в 1885 г. (с его именем также связано открытие Психоневроло­гического инсти­тута – первого в мире научного центра по комплекс­ному изучению человека), Г. И. Челпанов основал в 1912 г. в Москве Психологи­ческий институт, превосхо­дивший по своей научной оснащенности лучшие психологические институты Европы. Каждый из них возглавлял крупную научную школу.

В основе бехтеревской программы (обозначавшейся автором вначале как объективная психология, затем – психорефлексо­логия, и наконец – рефлексо­логия) лежала выдвинутая И. М. Сеченовым рефлекторная концепция психики.

Из утверждения о том, что все психические процессы имеют свои внешние проявления, И. М. Сеченов делал крайне важный вывод о возможности изучения явлений субъективного мира путем объективного опосредованного их анализа. Недооценка этого вывода В. М. Бехтеревым привела к тому, что предметом рефлексологии стала не психическая, а «соотносительная» деятельность, под которой понималась совокупность сочетательных рефлексов. Психика с этой точки зрения выводилась за пределы объективного анализа и рассматри­валась в качестве эпифено­мена, что, впрочем, не помешало распростра­нению рефлексо­логии на объяснение самого широкого круга явлений, в том числе и социальных (коллективная рефлексология).

В отличие от В. М. Бехтерева Г. И. Челпанов не создал в науке оригиналь­ной концепции, а воспроизводил идеи интроспективной психологии, преиму­щественно развиваемые В. Вундтом и Вюрцбургской школой. В то же время им была подготовлена целая плеяда ученых, сыгравших важную роль в развитии психологии в СССР (П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, Н. А. Рыбников, В. М. Экземплярский, Б. Н. Северный, П. А. Шеварев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и др.). Двое из них (П. П. Блонский и К. Н. Корнилов) вскоре после революции высту­пили против своего учителя, пытавшегося отграничить психологию как эмпири­ческую науку от марксизма как философского учения.

Утверждение марксизма в качестве единственной философской ориентации приходится на начало 20-х гг., когда была издана работа В. И. Ленина «О значении воинствую­щего материализма» (1922) и Резолюция XII Всероссий­ской конференции РКП (б) (4–7 августа 1922 г.) «Об антисовет­ских партиях и течениях».22 В 1922 г. целая группа философов-идеалистов (преданные забвению имена многих из них, в том числе С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка и др., ныне возвращаются к нам) была изгнана из России. В ноябре 1923 года Г. И. Челпанов был отстранен от руководства созданного им института. Его место занял К. Н. Корнилов, провозгласив­ший на I Всероссийском съезде по психоневро­логии (январь 1923 г.) программу построения марксистской психо­логии. К. Н. Корнилов стал лидером борьбы за реорганизацию психологии на основе марксизма. Он горячо и страстно отстаивал свои позиции.

В программе Корнилова можно выделить онтологический, методологи­ческий и эмпирический аспекты.

Онтологически «перестройка» психологии выражалась в психологи­ческой интерпретации осваиваемых тогда философских положений классиков марксизма и в первую очередь в утверждении определения психики как свойства высоко­организованной материи. Целый ряд выдвинутых им формулировок до сих пор входит в отечественные учебники психологии, на что совершенно справедливо обращал внимание Б. М. Теплов.23

Заметим, что значительно более глубокое понимание способа построения пси­хологии на марксистском фундаменте, чем встречавшаяся у К. Н. Корнилова интерпретация конкретных психологи­ческих явлений через всеобщие законы и категории материалисти­ческой диалектики, было представлено в работах Л. С. Выготского. Так, в неопублико­ванном тогда труде «Исторический смысл психологи­ческого кризиса» (1927) автор призывает не навязывать психологии принципы диалектики, а искать их в ней. В качестве итога этого поиска психоло­гия должна «создать свой "Капитал"»24: подобно тому как это сделано в политэконо­мической теории Маркса создать систему понятий, предельно обобщаю­щих релевантную данной науке сферу реальности, но не сводимых к философ­ским категориям.

В методологическом плане К. Н. Корнилов пытался применить диалектиче­скую триаду (на которой основан закон отрицания отрицания) к разрешению противоречия между субъективно-эмпири­ческой психоло­гией сознания и объек­тивистской психологией поведения. Первая выступала в качестве тезы, вторая – антитезы. Требовался синтез. Его содержание оказалось продиктован­ным опытом предшест­вующей работы К. Н. Корнилова.

Содержательно-эмпирический план программы лидера реоргани­зации пси­хологии вытекал из идей подготов­ленной им под руководством Г. И. Челпанова в предреволю­ционные годы диссертации «Учение о реакциях человека». В соответствии с вундтовской традицией в челпанов­ском институте интроспек­тивное изучение феномена сознания дополня­лось психофизиологи­ческими исследова­ниями реакций. Этим идущим от Вундта сочетанием и был предрешен способ синтеза непримиримых направлений – интроспек­тивной и поведенческой пси­хологии, – воплотив­шийся в исследова­тельской программе, содержание кото­рой ее автор обозначил термином «реактология».25

В отличие от рефлексологии, фиксировавшей объективно наблюдаемые эле­менты поведения (раздражители и ответные реакции), предметом исследования К. Н. Корнилова и сплотившихся вокруг него психологов выступила реакция, включающая, помимо объективных переменных, субъективный (психический) компонент, постигаемый в интроспективном опыте.

В своих общетеоретических основаниях реактология (как, впрочем, и реф­лексология), тяготела к принципу энергетизма, под влиянием которого К. Н. Корниловым был сформулирован «закон однополюс­ной траты энергии», устанавли­вавший взаимоисклю­чающие отношения между психическими (центральными) и моторными (перифери­ческими) процессами как разными сферами проявления энергии. Соответственно у представителей физического труда энергия «перетекает» в область моторики, тогда как у людей, занятых интеллек­туальной работой, она концентри­руется в умственной сфере.

Думается, нет нужды проводить подробный критический анализ реактоло­гической концепции, эклектически соединившей интроспек­тивную и бихевио­ристскую ориентацию в психологии. В сравнении с глобалистскими теоретиче­скими декларациями К. Н. Корнилова 20-х гг. реактология выглядит поистине «скуднейшей программой» их конкретной реализации.26 Кстати, и сам Корнилов по мере разработки своей программы постепенно отходил от наивных, а порой и заведомо неверных выводов.

Наступает конец 20-х гг., и К. Н. Корнилов становится одним из первых «подсудимых» в специально организованной реактологи­ческой дискуссии. О том, что далеко не теоретическая ограниченность реактологии служит поводом ее организации, свидетельствует состав остальных «прорабатываемых» психо­логов: В. М. Боровский, изучавший поведение животных с позиций, близких бихевиоризму; И. Н. Шпильрейн – один из создателей советской психо­техники, испытавший влияние идей одного из крупных немецких психологов – В. Штерна; Л. С. Выготский – выдающийся советский психолог, наиболее адек­ватно осмысливший проблему построения психологии на основе марксизма; А. Р. Лурия, разрабаты­вавший в тесном контакте с Л. С. Выготским проблему культурно-истори­ческой обусловлен­ности сознания; наконец, уже упоминав­шийся В. М. Бехтерев и даже косвенно И. П. Павлов – ученые, авторитет которых в мировой науке бесспорен.

Кем же были обвиняемые? Ими оказались фактически все лидеры существо­вавших тогда направлений в советской психологии! Возникает закономерный вопрос: а судьи кто? Ими оказалась группа молодых сотрудников и аспиран­тов – членов партячейки ГИПППа. В отличие от других участников реактоло­гической дискуссии (М. С. Лебединский, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.) выступления этой группы (А. А. Таланкин, Ф. Н. Шемякин, А. В. Веденов, К. К. Ансон и др.) носили наиболее агрессивный и наименее научный характер.27 Наибольшая агрессия исходила от А. А. Таланкина, которому, по-видимому, и была поручена организация дискуссии.

 

 

«Большевистское наступление на психологическом фронте»

 

К. Н. Корнилова было в чем упрекать. И если бы содержание дискуссии составляла только лишь научная критика, не было бы смысла излагать ее описа­ние на страницах настоящего сборника. О том, что обвинения К. Н. Корнилова носили политический характер, красноречиво свидетельствует текст резолюции, принятой по дискуссии. «Только что проведенная дискуссия по реактологи­ческой психологии с полной ясностью показала, что в области психологии мы имеем классово враждебные влияния, в основном в виде именно механисти­ческих взглядов. Эти механисти­ческие взгляды, переплетающиеся с идеалисти­ческими теориями, особенно опасны потому, что они протаскивались как якобы подлинно диалектико-материалисти­ческие».28

Легко понять, что концепция К. Н. Корнилова не «протаскивалась» под видом марксизма, а скорее отражала тот в общем невысокий уровень овладения марксизмом, которого достигли советские психологи к концу 20-х гг. Собственно это обстоятельство и обусловило различение двух, в терминологии М. Г. Ярошевского, «оппонентных кругов», сложившихся вокруг фигуры К. Н. Корнилова. К первому из них принадлежали исследователи, ориентиро­ванные главным образом на научно-содержа­тельный анализ реактологи­ческой концепции (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, М. С. Лебединский и др.). Второй круг составля­ли те преимущест­венно молодые сотрудники ГИПППа, главной целью которых была идеологи­ческая «проработка» реактологии (А. А. Таланкин, Ф. Н. Шемякин, К. К. Ансон и др.). Парадоксально (но по тем временам скорее законо­мерно), что лидер борьбы против К. Н. Корнилова – А. А. Таланкин – вплоть до начала антикорни­ловской кампании сам был горячим поборником реактологии, реализуя ее принципы (в том числе и закон «однополюсной траты энергии») в разработке проблем военной психологии.

На это обстоятельство обратил внимание И. Н. Шпильрейн. Доказывая, что А. А. Таланкин ранее полностью воспроизводил корнилов­скую методо­логию, не без риска для себя И. Н. Шпильрейн отмечал: «Таланкин выступил против Корнилова только после того, как президиум Комакадемии имел суждение бороться с механисти­ческими установками Корнилова, после того как на поведен­ческом съезде в Ленинграде в январе 1930 г. выяснилась полная потеря реакто­логией влияния на психологи­ческую науку».29 Подробно о «поведенческом съезде» рассказано в ряде публикаций тех лет.30

Суммировав критические высказываниям адрес К. Н. Корнилова, А. А. Таланкин опубликовал их в журнале «Психология».31 В том же номере журнала содержался развернутый аргументи­рованный ответ К. Н. Корнилова.32 «Следует, однако, заметить, – отмечал впоследствии Б. М. Теплов, – что во время "реактологи­ческой дискуссии" в трактовке ленинской теории отражения Корни­лов занимал более правильную позицию, чем один из основных его оппонен­тов – А. А. Таланкин».33 Действительно, помимо вскрытия эклектизма реакто­логии, А. А. Таланкин инкрими­нирует К. Н. Корнилову отказ от трактовки психи­ческого образа как зеркальной копии объекта, исключение психики из закона сохранения энергии и т. п. Наглядное представление об этическом характере подобной критики дает, например, такое высказы­вание А. А. Таланкина: «Проф. Корнилов пытается дать характери­стику трудовых процессов такого рода, кото­рая годится для лошади».

Ни аргументированный ответ К. Н. Корнилова, апеллирующий к научным фактам, ни избрание эпиграфом сталинского изречения «нам не нужно крепких слов, нам нужны крепкие аргументы» не спасли его участи. Реактология была директивно отменена, ее создатель отстранен от руководства институтом и жур­налом «Психология». На смену ему (в обеих должностях) пришел В. Н. Колбановский – выпускник Института красной профессуры, на протяжении всей своей жизни занимав­шийся реализацией идеологи­ческих установок партии в советской психологии.35 Отметим печальную иронию судьбы руководителей московского ГИПППа: К. Н. Корнилов, выступивший в 1921 г. против своего учителя Г. И. Челпанова, в 1931 г. смещается за «идеологи­ческие ошибки» своим же сподвижником А. А. Таланкиным, который в свою очередь, оказавшись в составе военно-полити­ческих работников, был расстрелян в ходе репрессий против командного состава Красной Армии в конце 30-х гг.

В отличие от московских психологов участники проведенной в Ленинграде в 1929 г. «рефлексоло­гической дискуссии» придерживались иных принципов научной этики. Прежде всего их сплачивали огромное уважение и преданность идеям их учителя – В. М. Бехтерева, скончав­шегося при загадочных обстоя­тельствах в 1927 г. В то же время они понимали механисти­ческую ограничен­ность бехтеревской рефлексологии и необходимость ее преодоления с позиций диалектического материа­лизма. С этой целью при Государственном рефлексоло­гическом институте мозга им. В. М. Бехтерева была создана методологическая секция, по инициативе которой в 1929 г. была проведена дискуссия по темам «Рефлексология или психология»36 и «Рефлексология и смежные направ­ления».37

Итоги этой дискуссии сказались на содержании докладов рефлексологов, представленных к «поведенческому съезду» 1930 г.38 И. Ф. Куразов справедливо отмечал, что после двухлетней методологи­ческой работы были отброшены ста­рые догмы (механицизм, эмпиризм, «социологи­ческий империализм») и утвер­дился ряд новых ценных положений.39

При всем разнообразии позиций рефлексологов (В. Н. Осиповой, Г. Н. Сорохтина, И. Ф. Куразова, А. В. Дубровского, Б. Г. Ананьева и др.), с нашей точки зрения, их начинает объединять устойчивая тенденция к «возвра­щению» психики в сферу объективного анализа, провозгла­шаю­щая «возможность объек­тивного изучения субъективных процессов».40 Сподвижник К. Н. Корнилова Б. В. Беляев обозначил эту тенденцию как «начало конца рефлексо­логии».41 В действительности же это означало приближение (точнее – первые его шаги) рефлексологии к психологии в ее сеченовской трактовке.

В развитии этой тенденции важную роль сыграл выдвинутый Б. Г. Анань­евым «социогенети­ческий подход» (социогенети­ческая рефлексо­логия – оче­редной этап в развитии современной рефлексологии).42 Показательно также про­звучавшее на «поведенческом съезде» заявление А. А. Шнирмана о том, что отражение сознания в деятельности (правда, обозначаемой еще как соотноситель­ная) создает возможность объективного изучения сознания: «...Рефлексология должна особое внимание уделять тем нервным механизмам, через которые дея­тельность опосредует сознание и сознание проявляется в деятельности».43 В этом заявлении содержался прообраз ставшего впоследствии краеугольным камнем советской психологии принципа единства сознания и деятельности.

Между тем и в среде рефлексологов нашлись «погромщики» от науки, самым ярым из которых оказался тогдашний аспирант М. Р. Могендович. Неизвестно, руководствовался ли он идеологическими установками того периода, но в опуб­ликованных журналом «Психология» тезисах он утверждает, что рефлексологи пытаются прикрыть старый бехтеревский «империализм» в отношении психоло­гии марксистскими одеяниями.44 Деятельность бехтеревской школы рассмат­ривается им как бесплодная, а попытки реконструкции рефлексологии – бесперспектив­ными: «Ананьевская схоластика, упрощение сложнейшего вопроса диалекти­ческого материализма, отказ от рассмотрения человека во всех его взаимосвязях – вреднейшая тенденция».

Тезисы М. Р. Могендовича были лишь прологом подлинного конца рефлексо­логии. Ликвидация последней в директивном порядке произошла под влиянием тех общих идеологических акций в отношении психологии, которые зафиксиро­вались в резолюции по реактологии. Но общие декларации требовали «научного» по форме обоснования. Роль его автора взял на себя ученик В. М. Бехтерева – Б. Г. Ананьев.

Еще в 1930 г., как мы помним, он отстаивал идеи основателя рефлексоло­гии и пытался их развивать при помощи «социогенети­ческого метода». Через год происходит странная метаморфоза: основанное своим учителем направление Б. Г. Ананьев неожиданно называет «бехтерев­щиной», а попытки ее марксист­ской реконструкции – «агонистической фазой» рефлексологии. В статье Б. Г. Ананьева уже содержится пресловутый лозунг «борьбы на два фронта» и указание на тесную связь между «концом рефлексо­логии» и реактологи­ческой дискуссией. Здесь же можно увидеть фразу, дающую ключ к пониманию заку­лисного механизма пресечения развития рефлексо­логии. Оказывается, указание о ликвидации этого направления было дано приехавшими в Ленинград в январе 1932 г. Палатником и Колбановским (последний – директор ГИПППа). Пользуясь словами того же Б. Г. Ананьева, идеологи­ческую кампанию в психо­логии начала 30-х гг. можно квалифици­ровать как «краткую программу больше­вистского наступления на психологи­ческом фронте».46

Какие выводы напрашиваются из сказанного? Ни рефлексология, ни реакто­логия не могут быть отнесены к числу важнейших достижений отечественной психологии. Их запрет не идет ни в какое сравнение с последовавшей во второй половине 30-х гг. ликвидацией педологии и психотехники. Судьба этих направле­ний демонстрирует формирование и обкатку тоталитарной машины подавления свободного развития научной мысли. Нет нужды доказывать, что непродуктив­ность программы близкого к рефлексологии американского бихевиоризма выявилась «изнутри», в ходе исследова­тельской практики, а не путем идеологи­ческого прессинга со стороны государства. То же относится и к другим направле­ниям науки в демократи­ческом обществе.

Сформировавшийся в начале 30-х гг. аппарат подавления психологии, к счастью для нее, не породил «лысенковщины» в этой науке, но нанес ей огром­ный урон – начиная от закрытия (после 1932 г.) психологи­ческих журналов (что, видимо, связано со сталинской политикой в области периоди­ческой печати)47 до ликвидации крайне важных для практики психологи­ческих направ­лений, от стремления всеми силами загнать психологи­ческую мысль в прокрустово ложе примитив­ных установок сталинской идеологии – до физического истребления ряда психологов.

В этой связи нельзя не отдать должного нравственному подвигу тех совет­ских психологов, которые, несмотря на невыносимо сложные условия сталин­ского общества, продолжали строить здание своей науки, не отступая от служе­ния истине как главной ценности жизни ученого.

 

 

Примечания

 

1 Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972; Петровский А. В. История советской психологии. М., 1967; Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.

2 Советский Союз в 30-е годы: Материалы «Круглого стола» // Вопр. истории. 1988. № 12. С. 10.

3 Там же. Кроме того, см.: Медведев Р. О Сталине и сталинизме // 3намя. 1989. № 2. С. 174–222.

4 Филатов В. П. Об истоках лысенковской «агробиологии»: Опыт социально-философского анализа // Вопр. философии. 1988. № 8. С. 3–22. Ярошевский М. Г. Проблемы теории науки и искусства в работах Н. И. Бухарина // Вопр. философии. 1988. № 10. С. 83–97.

5 Резолюция II Всесоюзной конференции марксистско-ленинских научных учреждений (апрель, 1929) // Естествознание и марксизм. 1929. № 3. С. 210–212.

6 Резолюция общего собрания ячейки ВКП(б) ИКП философии и естествознания от 29 декабря 1930 г.//Правда. 1931. 26 янв.

7 Ярошевский М. Г. Проблемы теории... С. 94.

8 О журнале «Под знаменем марксизма»: Из Постановления ЦК ВКП(б) от 25 января 1936 г. // О партийной и советской печати. М., 1954. С. 407.

9 Там же.

10 За партийность в философии и естествознании // Естествознание и марксизм. 1930. № 2–3. С. III.

11 Там же.

12 Там же. С. IV.

13 Филатов В. П. Об истоках лысенковской «агробиологии». С. 7.

14 Там же. С. 10.

15 Там же. С. 8.

16 Итоги дискуссии по реактологической психологии: Резолюция общего собрания ячейки ВКП(б) Гос. ин-та психологии, педологии и психотехники от 6 июня 1931 г. // Психология. 1931. Т. 4. С. 2–3.

17 Там же. С. 6.

18 Будилова Е. А. Философские проблемы...

19 Петровский А. В. История советской психологии.

20 Смирнов А. А. Развитие и современное состояние...

21 Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.

22 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1953. Т. 1.

23 Теплов Б. М. Борьба К. Н. Корнилова в 1923–1925 гг. за перестройку психологии на основе марксизма // Вопросы психологии личности. М., 1960.

24 Выготский Л. С. Сочинения. М., 1982. Т. 1. С. 420.

25 Корнилов К. Н. Учение о реакциях человека. М., 1923. Корнилов К. Н. Современная психология и марксизм. М., 1925. Корнилов К. П. Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма. М.; Л., 1926.

26 Теплов Б. М. Советская психологическая наука за 30 лет. М., 1947. С. 13.

27 Научный архив АПН СССР, ф. 82, оп. 1, ед. хр. 11.

28 Итоги дискуссии... С. 2–3.

29 Шпильрейн. И. Н. О повороте в психотехнике // Психотехника и психофизиология труда. 1931. № 4–6. С. 247–283.

30 Залкинд А. Б. Психоневрологический фронт и психологическая дискуссия // Психология. 1931. Т. 4, вып. 1. Куразов И. Ф. Методологические итоги поведенческого съезда // Вопр. изучения и воспитания личности. 1930, вып. 1–2. Психоневрологические науки в СССР. М.; Л., 1930.

31 Таланкин А. А. О «марксистской психологии» проф. Корнилова // Психология. 1931. Т. 4, вып. 1.

32 Корнилов К. Н. К итогам психологической дискуссии // Психология. 1931. Т. 4.

33 Таланкин А. А. О «марксистской психологии»... С. 19.

34 Там же. С. 42.

35 По данным А. М. Эткинда, в течение короткого времени между снятием К. Н. Корнилова и назначением В. Н. Колбановского институт возглавлял А. Б. Залкинд.

38 Рефлексология или психология. Л., 1929.

37 Рефлексология и смежные науки. Л., 1930.

38 Психоневрологические науки в СССР. М.; Л., 1930.

39 Куразов И. Ф. Методологические итоги поведенческого съезда // Вопр. изучения и воспитания личности. 1930. Вып. 1–2. С. 4–5.

40 Рефлексология или психология. Л., 1929. С. 18.

41 Беляев Б. В. Начало конца рефлексологии // Психология. 1930. Т. 3, вып. 1–2.

42 Рефлексология или психология. Л., 1929. С. 38.

43 Шнирман А. Л. О предмете и методе рефлексологии как науки о соотносительной деятельности // Вопр. изучения и воспитания личности. 1930. Вып. 1–2. С. 10.

44 Рефлексология и смежные науки. Л., 1930. С. 104.

45 Могендович М. Р. Последний этап школы Бехтерева // Психология. 1931. Т. 4, вып. 1–2. С. 107.

46 Ананьев Б. Г. О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологии // Психология. 1931. Т. 4, вып. 3–4. С. 328.

47 Об издательской работе: Постановление ЦК ВКП(б) от 15 августа 1931 г. // О партийной и советской печати. М., 1954. С. 422.

 

 

Источник: В. В. Умрихин. «Начало конца» поведенческой психологии в СССР
 // Репрессированная наука, Л.: Наука, 1991, с.136–145.